orgela (orgela) wrote,
orgela
orgela

Categories:

Пасхальные каникулы (а также предпасхальные и послепасхальные). Часть 2. Карнак.

В Карнак мы ("мы" - это, в основном, я) хотели съездить давно. И что-то всё не складывалось. А тут Максим в Англию не поехал и, вроде как, надо было предложить ребёнку некоторую компенсацию этой непоездки. И на вопрос "Куда бы ты хотел поехать?" (в пределах региона), Максим сказал: "В Карнак". Две субботы подряд я не давала команду на поездку, т.к. погода совсем не радовала. И вот 20 апреля пообещали много солнца, и было решено - едем. Погода при посещении Карнака и особенно карнакских камней очень важна, ибо всё на улице.
Карнак (не путать с египетским Карнаком!) находится примерно в 70 км от нашего городка, между заливом Морбиан и полуостровом Киберон. Море, пляжи, спа... Но этого добра в любом приморском городке завались. А вот крупнейшее в мире скопление мегалитов - не в каждом курортном городке.
Менгиры, дольмены, курганы... Они появились здесь в эпоху неолита, т.е. сооружались народом(-ами?), населявшим(и) эту местность задолго до кельтов.

В Карнаке есть три группы менгиров: Лё Менек, Кермарьо и Керлескан. Мы сходили на экскурсию в группу Кермарьо. Менгиры в группах расположены рядами. Аллеи Кермарьо, например, тянутся на 1300 метров, причём камни расположены в рядах по размеру: в западной части - большие камни, в восточной - те, что поменьше.









Тысячелетия не пощадили некоторые камни.



Почтение к этим камням было не всегда. Сами посудите - куда пойдёт за стройматериалом средневековый или даже не средневековый человек, надумавший строить дом или группа человеков, решивашая построить церковь. Правильно - в ближайшее место, где есть стройматериал. А он вот, под боком - огромные каменные глыбы, отламывай себе да обтёсывай на строительство. Так и делали. А потом наиболее продвинутые смекнули, что под камнями могут быть сокровища. И давай их откапывать из земли и ронять. Сокровищ не находили, разве по мелочи - черепки битой посуды. Но не будут же эти кладоискатели на место каменные глыбы ставить. Так и оставались камни лежать возле своих углублений, из которых были выкопаны.
Однако уже в XIX веке стали принимать меры для сохранения мегалитов. В том числе решался вопрос собственности, ведь камни находились на частных владениях. В ХХ веке мегалитические сооружения были каталогизированы и приобретены государством. Однако туризм развивался, народ ехал сюда - кто за силой, кто на отдых - на пикник, а то и с палаткой на несколько дней. Экскурсовод рассказывала, что до сих пор приезжают люди, пытающиеся найти камень, к которому когда-то приезжали в детстве (т.е. некоторые семьи, приезжая сюда из года в год, каждый раз останавливались у одного и того же камня). Такой туризм, конечно, вредил камням - земля между ними и около них вытаптывалась и портилась машинами, трава росла плохо. Не говоря о том, что человечество хлебом не корми - дай что-нибудь нарисовать или написать на камне. И в 80-е годы снова подняли вопрос о сохранении этих сооружений и обустройстве местности. В 1991 году аллеи менгиров были огорожены. В летний сезон (с апреля) туда можно войти только с экскурсионной группой. Зимой вход свободный.

Вид на группу менгиров Лё Менек.







Овечки на фото - не случайность: поддерживать в приличном, незаросшем, виде всё это хозяйство очень непросто, и овечки - бесценные помощники в этом деле.

И вопрос, который задают все: а что это было? Зачем неолитическим людям нужно было всё это?
Гипотез было много - волшебник Мерлин обратил воинов римского легиона в камни (но где неолит, и где римские воины); а может, эти мегалиты - древний сейсмограф (Бретань - самая сейсмически подвижная часть Франции); а может, это древние часы или древняя астрономическая обсерватория; а может, это просто границы территории так обозначены; хотя, скорее всего, эти сооружения так или иначе связаны с культом. Из всего перечисленного именно две последниие версии наиболее жизнеспособны. Особенно про культ. Ясно же, что до наших дней сохранилось далеко не всё, но и то, что можно видеть сейчас, даёт основания полагать, что эти сооружения (сами линии, в которые выстроены менгиры) могли быть своего рода дорогой к какому-либо месту культа. Под менгирами могил точно нет. В конце некоторых таких групп менгиров находятся кромлехи. И совсем рядом есть дольмены и курганы, т.е. как раз места захоронений (причём не группы людей, а одного человека! И там находили уже не только битые черепки, но и бусики). Хотя и эта версия про место культа - не факт, а только догадка.

***
В сам Карнак мы тоже заглянули чуть-чуть.
Пообедали в парке взятым с собой (на заднем плане видно Тьерри, раскладывающего наш пикник), Максим покатался на вот этой штуке (а как она называется по-русски?):



Зашли на один из пляжей (чисто посмотреть; хотя я Максиму взяла всё необходимое на случай, если он захочет ножки помочить; но Максим почему-то не захотел):





***
А на обратном пути я попросила мужа заехать на одно кладбище (давно хотела туда съездить, но случая не предоставлялось, а тут как раз по пути оказалось). Мне очень хотелось найти одну могилу, и я её нашла!

Могила графини де Сегюр. Ничего никому не говорит? А между тем, уже многие поколения французских детей (особенно девочек) выросли и продолжают расти на её книгах - они переиздаются и переиздаются...

Графиня де Сегюр - урождённая Софья Фёдоровна Ростопчина, дочь графа Растопчина, того самого московского генерал-губернатора, при котором случилось наполеоновское нашествие и пожар 1812 года.
Её книги издавались и в России, но до революции. Вроде бы, и недавно переиздали что-то, но... в дореволюционном переводе. В общем, в России её имя мало кому что-то говорит. А во Франции оно знакомо всем, ну, или почти всем :).

И так уж получилось, что её могила находится здесь, в Бретани, в городке Плюнёре (Pluneret) (её могила слева, справа - её сын, умерший через семь лет после неё).



Tags: Бретань, Каникулы, Морбиан, Путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments